РЕПОРТАЖ: Пешеходы-камикадзе vs водители в Витебской области

Нынешняя осень сотрудникам Госавтоинспекции Витебской области запомнится надолго: такого количества жертв на дорогах при ежегодной тенденции к их уменьшению не было уже давно. В Новополоцке молодой водитель насмерть сбил пенсионера, а в другом ДТП в этом же городе лихач по встречке попытался обогнать остановившиеся перед "зеброй" авто и наехал на группу пешеходов. Погибла 9-летняя девочка, ее старшая сестра и еще мужчина попали в больницу с травмами. Под Лепелем фура сбила ночью лежавшую на дороге женщину, в Миорах погиб молодой пассажир автомобиля, который врезался в дерево. В Оршанском районе и вовсе был вопиющий случай: лихач на BMW сбил на "зебре" семейную пару: мужчину - насмерть, женщине оторвало часть ноги, а сам виновник скрылся с места ДТП. Витебск трагедии тоже не обошли стороной.

000023_4E9B7477028EE3774325805E00357917_859804

Поэтому был разработан комплекс мер по стабилизации обстановки: акции по информированию граждан, усиленный вариант несения службы, другие мероприятия по обеспечению безопасности. Начиная с 25 октября не только инспекторы ДПС, но и сотрудники всего управления ГАИ ежедневно несут службу вблизи пешеходных переходов в вечерние часы пик, чтобы хотя бы своим присутствием дисциплинировать и пешеходов, и водителей. Есть ли эффект и что думают сами участники дорожного движения об участившихся авариях, все это корреспондент БЕЛТА выясняла, отправившись вместе с сотрудниками отделения агитации и пропаганды управления ГАИ в рейд по улицам Витебска.

Омываемая дождем и мокрым снегом (из-за пронизывающего ветра влага все равно проникает под полы дождевика), жду заветный микроавтобус ГАИ, настраивая себя на продуктивную работу. Хоть и неприятно проводить так вечер, зато подобные погодные условия идеальны для нашей "вылазки". Именно в темноте, когда видимость ухудшается еще и серой пеленой осадков, на дорогах скользко, а пешеходы, скрываясь от ветра и дождя под капюшонами и зонтами, вообще по сторонам не смотрят, происходит больше всего нарушений, нередко - с серьезными последствиями.

"Предсказать, где высока вероятность трагедии, невозможно. Есть, конечно, статистика - в последнее время, например, по Витебску обострилась ситуация на пешеходных переходах. Еще много неучетных случаев - во дворах домов, на парковках, где пешеходы в результате наезда отделываются легким испугом или небольшими травмами. Но при этом нашей самой главной заботой остаются дети и пожилые - именно они чаще всего становятся жертвами ДТП", - говорит временно исполняющий обязанности начальника отделения агитации и пропаганды Александр Казючиц. Он в этом рейде за рулем. А вместе с ним в машине еще инспектор отделения Вера Руммо и инспектор по дознанию батальона ДПС ГАИ Виталий Черемных.

В рейд выезжаем только в половине седьмого, когда основной поток людей с улиц схлынул, но машин по-прежнему много. Первым делом направляемся на проспект Фрунзе, который в октябре побил все рекорды по числу серьезных ДТП с участием пешеходов.

Вечером 7 октября на "зебре" в районе третьей городской больницы водитель авто "Фольксваген Пассат" не учел погодные условия и сбил 58-летнюю горожанку. Что примечательно, на этом переходе как раз установили светофор, но в момент аварии он еще не работал. Неделю спустя женщина получила серьезные телесные повреждения на нерегулируемом пешеходном переходе возле инфекционной больницы.

Здесь же при аналогичных обстоятельствах 25 октября утром женщина-водитель на "Мазде" сбила другую жительницу Витебска, вечером пострадавшая умерла в больнице. Областная Госавтоинспекция ходатайствует об установке и на этом участке светофорного регулирования. Вспоминается напутствие перед нашим выездом начальника управления ГАИ Владимира Назарко - обязательно поговорить с пешеходами и водителями: почему они забывают про правила и надеются на авось?

"Беспечность пешеходов - большая проблема. Не заботятся о себе, не думают о последствиях. Считают, что, находясь на пешеходном переходе, имеют преимущество. Да, водитель обязан уступить дорогу пешеходу. Но вместе с тем пешеход тоже должен убедиться, что выход на проезжую часть безопасен. Транспорт не может затормозить мгновенно", - таковы аргументы начальника ГАИ. Но насколько с ними считаются участники дорожного движения?

Останавливаемся возле "зебры" недалеко от областного диагностического центра, где несет службу один из нарядов. Старший госавтоинспектор отделения технадзора и профилактики межрайотдела ГАИ Дмитрий Соловьев по нашей просьбе тормозит легковушку, чтобы пообщаться с водителем.

У молодого человека по имени Олег стаж вождения уже 10 лет. За это время, по его признанию, в ДТП попадать не доводилось, но однажды зазевался и не пропустил пешехода на "зебре". Зато его ошибку заметил инспектор ГАИ - пришлось платить штраф. С тех пор Олег стал еще более внимательным. "Когда я бывал в России, в частности, в Смоленске, Рудне, то заметил, что там у водителей с пропуском пешеходов дела получше, чем в Витебске: едва человек приближается к проезжей части, машины тормозят. Еще хотелось бы сказать, что, хоть водитель и обязан снизить скорость перед пешеходным переходом, всякое случается - неисправность автомобиля, человеческий фактор, еще что-то. Есть правила дорожного движения, а есть правила жизни. И лучше соблюдать и те, и другие", - заключает собеседник.

Подежурив еще немного на этом участке, убеждаемся, что даже присутствие сотрудников в форме не всех водителей побуждает к пропуску пешеходов. В целом же (как позже сообщил Александр Казючиц) по итогам этого вечера в Витебске за данное нарушение к административной ответственности привлечены 12 водителей.

Но вот что интересно: в какой именно момент считается, что водитель не уступил дорогу пешеходу? Когда человек уже ступил ногой на "зебру" или еще мнется в ожидании на краю тротуара? "Не факт, что человек на тротуаре собирается переходить дорогу. В остальном же есть спорные моменты.

В правилах сказано, что пешеходный переход - это участок повышенной опасности, где водитель должен снижать скорость настолько, чтобы иметь возможность применить экстренное торможение при необходимости. А конкретно в пункте 116 ПДД прописано: на нерегулируемых пешеходных переходах водитель транспортного средства обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть", - комментирует Виталий Черемных.

Именно этим многие пешеходы и аргументируют свою сомнительную правоту, когда шагают на "зебру" в метре от приближающегося авто - "потому что, по правилам, он должен остановиться". Разобравшись в этом вопросе, отправляемся изучать другие права и обязанности пешеходов на городскую окраину - в район Тулово. В самом Витебске осталось не так много мест, где отсутствуют тротуары. Зато в Тулово есть участки, где пешеходам приходится идти по краю проезжей части, а значит, в темное время суток они должны обозначить себя световозвращающими элементами.

"Кстати, а пешеходный переход считается местом, где нужно носить фликер?" - интересуюсь у своих попутчиков. "Нет, такого в правилах не сказано. Но при переходе дороги вне пешеходного перехода рекомендовано обозначить себя фликером", - отвечает Виталий Черемных. Подъезжаем к остановке общественного транспорта и сразу же видим, как из автобуса выходит женщина и собирается переходить дорогу "коротким путем", то есть в неустановленном месте.

Вот только в этот вечер ей не суждено стать нарушительницей. Впрочем, настоящей профилактической беседы тоже не выходит: похоже, для женщины это скорее неприятный инцидент, чем наука на будущее. Зато нарушитель, которого замечаем идущим вдоль обочины без фликера, точно запомнит урок. За то, что "забыл" надеть светящися браслет, который у него оказался в кармане, Александр теперь должен будет выплатить штраф. Пока инспектор составляет протокол, в нашу сторону движется еще одна не обозначившая себя в темноте местная жительница.

Гульнара заверяет, что фликер остался висеть на другой сумке, и вообще, она не рассчитывала, что задержится до темноты. "Сколько тут живу, ни разу ни в какие аварии не попадала. Тут и машин-то немного бывает. Но я обязательно буду носить фликер - завтра же куплю", - заверяет женщина.

На что ей советуют вместо малоэффективных брелков использовать браслеты, которые делают человека заметным со всех сторон.

"Самые дисциплинированные по части использования светоотражателя - жители в районах. В школах даже учет ведется: следят, чтобы каждый ученик был обозначен. И еще учителя всегда носят - подают пример. В городах мест, где по правилам ношение фликера обязательно, немного. Но любой водитель скажет, что никому это лишним не будет. Бывает, едешь, отвлечешься, но какой-то движущийся блик заставит присмотреться - оказывается, пешеход перебегает дорогу. И лучше, если фликеров будет несколько: на обеих руках, ремне, рюкзаке. Производители детской одежды и спортивной одежды и обуви часто используют световозвращатели при пошиве - стильно и безопасно", - поясняет Вера Руммо.

Тем временем мы возвращаемся в город для, так сказать, контрольного круга. Но на улицах пешеходное движение к этому времени почти совсем стихло.

Вдруг, когда наша поездка уже приближается к концу, и я, расслабившись на заднем сиденье "микрика", мысленно отогреваюсь горячим чаем в собственной квартире, машина резко тормозит. Что случилось? Вглядываюсь в окна и вижу, что мы стоим перед пешеходным переходом, несмотря на зеленый свет для транспорта. А с противоположной полосы на тротуар бегут два человека.

Виталий Черемных выскакивает из салона и спешит вдогонку, но нарушители растворяются в темноте дворов жилых домов. А если бы догнал, штраф обоим горе-пешеходам грозил бы немаленький: ведь это не просто переход дороги на запрещающий сигнал светофора, но и создание аварийной ситуации, поскольку нам пришлось резко тормозить. И все же в голове не укладывается: как можно вот так нарушать правила прямо перед автомобилем, рискуя жизнью?!

Видимо, недоумение настолько явно читается на моем лице, что вернувшийся в машину инспектор спешит прокомментировать: "Дело не во фликерах, не в светофорах. Хоть на каждом переходе их поставь - проблемы так не решить. Она в головах людей. Вот таких, у которых нет никакого инстинкта самосохранения, которые бегут через дорогу не глядя, а если будут сбиты, но останутся живы, еще и повозмущаются, мол, "водитель меня не видел что ли, это он должен остановиться".

Пока каждый участник дорожного движения не поймет, что от беды его убережет только собственная бдительность - ничего не изменится. Будут аварии, будут гибнуть люди и винить друг друга, хотя потерянного уже не воротишь", - резюмирует Виталий Черемных. Мне же подумалось, что начать профилактику можно и с малого. Например, провести серьезную беседу с родными и близкими, особенно родителями, чем я и завершила свой вечер.

БЕЛТА
дтп пешеходы водителя витебск орша
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов

Лучшее - городу
Каждому городу Казахстана свой полезный сайт! Теперь мы освещаем новости шести крупных городов Казахстана - Караганды, Шымкента, Атырау, Актау, Алматы и Астаны.  Сегодня информационная картинка дня в Казахстане в большей мере состоит из новостей двух столиц. Национальные медиа массивно освещают новости из здания парламента, а городские новости представлены только громкими происшествиями или вопиющими случаями. Городские же сайты создают локальную повестку...
Новости компаний
Практически любая столешница систематически подвергается любого рода нагрузкам. Кроме того, на неё попадают разные загрязнения, вследствие чего возникает необходимость в постоянной чистке. Если принять во внимание всё это, становится ясно, что данный элемент мебели должен быть надёжным и прочным. Не стоит забывать и об эстетической стороне вопроса. Изделие должно иметь привлекательный вид и гармонично вписываться в общую стилистику интерьера. Особым спросо...