Запускал лоукост, руководил аэропортом. За туризм в Беларуси взялся бывший менеджер AirBaltic

Национальное агентство по туризму возглавил Григорий Померанцев. 15 лет он проработал в авиакомпании AirBaltic, два года коммерческим директором в аэропорту Толмачево в Новосибирске, а также запускал бюджетные авиалинии в Грузии. В Минск приехал с должности председателя правления Рижского бюро по развитию туризма.

История успеха: AirBaltic, Рижское бюро по развитию туризма, аэропорт Новосибирска и FlyVista

В Нацагентство по туризму Григория Померанцева пригласил заместитель министра спорта и туризма Беларуси Михаил Портной. До этого карьера менеджера развивалась в Латвии, России и Грузии.

Григорий родился в Новосибирске. Когда был ребенком, вместе с семьей переехал в Рогачев Гомельской области. Молодой человек окончил Минский государственный лингвистический университет, получив специальность преподавателя английского и немецкого языков. 

Фото из личного архива Григория Померанцева
В составе жюри Третьего Международного фестиваля территориального брендинга OPEN, июнь 2014 года, Минск


В середине 90-х годов в Минске открывали представительство Скандинавских авиалиний, и Григория буквально со студенческой скамьи пригласили в команду, которая запускала авиарейс Минск - Копенгаген. Примерно через полгода рейс закрыли, а развитие бизнеса SAS сконцентрировал на дочерней компании – AirBaltic. Померанцев возглавил представительство авиакомпании в Беларуси. 

В конце 90-х в условиях экономического кризиса AirBaltic закрыл рейсы из Риги в Минск, Москву и Варшаву. Померанцева пригласили продолжить работу в авиакомпании в Риге. Там на разных должностях, в том числе возглавив департамент маркетинга и продаж, он трудился до 2012 года. За это время, по его словам, флот вырос с трех самолетов до 34, а количество направлений увеличилось с девяти до 70.

В 2009 году при активном участии авиакомпании, Рижской думы, Ассоциации турагентств и Ассоциации гостиниц и ресторанов Латвии в Риге создали проект Live Riga. Фактически под этим брендом работает бюро по развитию туризма, где Померанцев в начале 2012 года стал председателем правления.

– AirBaltic в этом проекте стала движущей силой. Чтобы продавать билеты на авиарейсы, нужно было позиционировать Ригу, – говорит он.

Фото из личного архива Григория Померанцева
Проект Live Riga удостоен Grand-Prix Первого Международного фестиваля территориального брендинга OPEN, июнь 2012 года, Минск


Закончив работу в авиакомпании и курируя проекты удаленно в Live Riga, в течение двух лет Померанцев был коммерческим директором в международном аэропорту Толмачево в Новосибирске.

– Когда я получил это предложение о работе, AirBaltic уже национализировали. Я подумал, что пришло время перемен и надо дать возможность другим людям поработать в новой ситуации. Приглашение в Новосибирск было знаковым. Этот город  третий по величине в Российской Федерации, аэропорт Толмачево – шестой в России по количеству пассажиров,  отмечает он.

Фото из личного архива Григория Померанцева
Григорий Померанцев с семьей


Жена и трое детей Григория все это время жили в Минске. На протяжении работы в столице Латвии он летал к родным по выходным, из Новосибирска это делать стало сложнее, так как на перелет уходило больше времени:

– Я понимал, что семью перевозить в Сибирь вряд ли стану. А сам – сколько ты можешь летать? Поэтому поставил цель за два года поделиться наработками, рекламными и маркетинговыми идеями, реорганизовать работу коммерческой службы, создать предпосылки по созданию трансферного потока – и двигаться дальше.

В 2014 году Померанцеву предложили работу в Грузии – запустить бюджетные авиалинии FlyVista. Была идея занять нишу обанкротившейся на тот момент компании Fly Georgia. 

Однако в конце 2014 года лоукост приостановил полеты по нескольким причинам. Во-первых, акционеров интересовали рынки Ближнего Востока, а Грузия ввела визовый режим со многими странами того региона и, например, пассажиропоток на рейс Тбилиси - Тегеран ушел на ноль с полной загрузки в течение нескольких недель. 

Во-вторых, ожидаемых подвижек в плане сообщения с Россией летом и осенью прошлого года не произошло, они появились только весной этого года.

В-третьих, в авиакомпании большие надежды возлагали на украинское направление, так как Грузию и Украину связывают тесные этнические, культурные и исторические связи. Но рейс Тбилиси - Киев запустили, по мнению Померанцева, в неподходящее время – после того, как на Донбассе сбили Малайзийский боинг. Воздушное пространство над Донбассом и Крымом закрыли, а из-за того, что эту территорию нужно было облетать, время полета увеличилось на час. Цена на билет также выросла.

Что делать с визами, лоукостами и ценами в гостиницах?

Григорий Померанцев сегодня исполняет обязанности директора Национального агентства по туризму. Он пока не озвучил идеи, которые могут воплотить в жизнь, но высказаться по поводу некоторых важных аспектов развития внутреннего туризма согласился.

Фото из личного архива Григория Померанцева
Григорий Померанцев с российским журналистом Леонидом Парфеновым во время его визита в Ригу, май 2010 года


Он уверен, что сегодня туристической отрасли в Беларуси нужна консолидация. Только так можно продвигать отдых в Беларуси как бренд.

– Сейчас много инициатив по созданию туристических объектов, турпрограмм... Очевидно, что отрасль нуждается в объединении под единой идеей, чтобы использовать ресурсы каждого игрока туристической цепочки, – говорит он.

Померанцев уверен, что в плане внутреннего туризма нужно четко расставить приоритеты. Среди основных из них является турист из России:

– Более 70% туристов в Беларусь приезжают из России. Здесь в том числе играет роль фактор транспортной доступности. Сегодня в Москву осуществляется несколько авиарейсов в день плюс есть сообщение с Санкт-Петербургом и Екатеринбургом

Фото из личного архива Григория Померанцева
Во время турнира по футзалу в Новосибирске, 2013 год


Также, по его мнению, стоит привлекать туристов из Западной Европы, в первую очередь из стран-соседей – Литвы, Латвии и Польши. Но не стоит оставлять без внимания страны Ближнего Востока и Китай, который уже связан с Беларусью прямым авиасообщением. 

Еще один вариант увеличения турпотока в Беларусь – развитие трансферной составляющей. Но это сделать сложно без решения визового вопроса. Речь идет о том, что, например, жители Западной Европы, которые летят в Россию, Казахстан, Азербайджан или Грузию могли бы останавливаться в Беларуси и выходить в город без визы:

– Если им дать возможность провести 72 часа без визы в Беларуси, то страна получит экономическую выгоду. Немец, летящий в Казахстан, или британец, направляющийся в Грузию через Минск, может иметь возможность выйти без визы в город и провести здесь два-три дня, потратить деньги в ресторанах, гостинице, купить сувениры и что-то из белорусской продукции… Вот она экспортная составляющая.

Померанцев убежден в успехе этой идеи, так как подобный проект как минимум уже реализуют в Санкт-Петербурге, где пассажирам круизных лайнеров можно выходить на берег и находиться в городе без визы.

Также Померанцев считает себя сторонником либерализации авиационного рынка:

– Мы пережили ее в Латвии в 2004 году, когда министр транспорта пригласил лоукост Ryanair открыть базу в Риге. Это был прецедент в истории, когда государство, которое являлось главным акционером у авиакомпании, пригласило на рынок конкурента. Для нас это было болезненно. Но авиакомпания выдержала, отыскав новые ниши и инструменты работы. В итоге от этого выиграли все участники турсообщества.

Померанцев понимает желание в Беларуси поддерживать национальную авиакомпанию, но говорит, что в таком случае есть опасность создать монопольную среду:

– Здесь нужен здоровый компромисс. Например, я вижу вариант не запрещать другим авиакомпаниям летать туда, куда национальная авиакомпания летать не хочет. Такими направлениями могут быть Китай, Дубай, города Юго-Восточной Азии, Северной Америки, Европы и России… 

Фото из личного архива Григория Померанцева
Григорий Померанцев с руководством международного аэропорта Киев перед инаугурационным рейсом авиакомпании FlyVista Тбилиси-Киев


По поводу белорусских гостиниц он уверен, что они могли бы использовать возможность увеличения турпотока, привлекая клиентов за счет более гибкой ценовой политики:

– У нас коммерсанты, продавцы, маркетологи всегда были на вторых ролях, на первых – контролеры и бухгалтеры, которые держали планку и требовали выполнения норм прейскуранта. В условиях рыночной экономики – это совершенно нежизнеспособная модель. Отельный бизнес, как и авиационный, строится по принципу управления доходами. Там цены варьируются не только в зависимости от категории номера, а еще и с точки зрения временных рамок и заполняемости отеля. Если отель не заполняется и есть маркетинговый анализ, что в конкретный период номера за эту цену не продаются, почему их не предложить дешевле? 

Основные направления, которые, на его взгляд, стоит продвигать – это санаторно-курортный туризм, путешествия военной тематики, сельский туризм, поездки по историческим местам, замкам и костелам, экскурсии по Беловежской пуще и отдых в Минске.

– Минск – интересный город. Здесь можно замечательно провести выходные, – уверен он.


news.tut.by
туризм Новополоцк Полоцк
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
6 просмотров в феврале
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов

Новости компаний
На Boomstarter продолжается краудфандинговый проект по созданию нового мобильного приложения для самостоятельных путешествий TRAPP. Проекту нужно собрать 750 тысяч рублей до 16 июня, чтобы реализовать задуманный функционал. В центре приложения – уникальный маршрут самостоятельного путешествия, который пользователь получает от проверенных авторов или создать самостоятельно. «Самой сложной, страшной и ответственной частью всего путешествия является процесс с...